Главная Магазин Кукольных Домов и Миниатюры Контакты

Главная » О масштабах, применяемых в кукольных домиках и о пропорциях.


13:40
О масштабах, применяемых в кукольных домиках и о пропорциях.

О масштабах, применяемых в кукольных домиках и о пропорциях.


Масштаб современной миниатюры

Если Вы интересуетесь искусством изготовления миниатюрных кукольных домиков,то наверняка уже знаете, что стандартом является масштаб 1:12. А какие ещё могут быть масштабы и почему?

Также, существует микро миниатюра масштаба 1:144. Маленькие такие хорошенькие домики, которые занимают совсем мало места, но представляют собой законченный архитектурный комплекс.

Чуть реже встречается масштаб 1:24. В румбоксах и диарамах считается допустимым масштаб 1:18. А военной миниатюре свойственен масштаб 1:35. А вот масштаб 1:6 (подходит для Барби) уже считается игровым, а не коллекционным.

Откуда эти правила в изготовлении миниатюры и так ли необходимо им следовать? Самый распостранённый ныне для кукольных домиков масштаб 1:12 утвердился сравнительно недавно, где-то в 70-х годах 20 века. До этого был распостранён масштаб 1:10. В Германии он популярен до сих пор. А знаменитый домик Нащёкина был масштаба 1:7.

Стандарты–для удобства. Если их соблюдать, конечно.

Для современных миниатюристов, мастеров кукольных домиков масштаб 1:12 удобен тем, что далеко не всё можно делать самим. Какую-то посуду, мебель, ковры, светильники можно купить в магазине и они подойдут.

С одной стороны удобно. Вот только всегда ли подойдут? Не раз сталкивалась с таким явлением: покупаешь, к примеру, набор для кухни, масштаб 1:12 указан. Примеряешь к своему румбоксу. Что-то режет глаз. Что?

А вот крючочки, на которые вешаются поварёшки. Если их размер умножить на 12, они будут торчать из стены сантиметров на 10! А сами поварёшки? Ну и ручки у них! Срочно переделывать, обламывать, подтачивать.

Если правду-то сказать, у каких-то вещей из этого набора масштаб 1:10, если не 1:8. А производителям главное написать на коробке: масштаб 1:12. Так что, покупая в магазине какую-то вещь для кукольного домика знайте –всё в мире относительно.

Об относительности масштаба.

Впрочем, в жизни те поварёшки, которыми мы пользуемся, какого они размера? А самые разные: и маленькие, и огромные, и средние. Здесь стандарта нет. А банки какие? И огромные, 5-ти литровые и маленькие, из-под горчицы.

Самое главное – не размер реальной банки, горшка точно вычислить, в миниатюрный перевести, а чтобы всё смотрелось гармонично. Вот видите, все эти правила, масштабы, это очень-очень условно.

О нарушении пропорций.

Ещё хочу коснуться такой интересной темы, как нарушение пропорций. И даже совмещение в одной миниатюрной композиции вещей разных масштабов. Да разве такое можно?! Опять привожу пример.

Вот "Розовая кухня". Ей предшествовала "Голубая". Но в первом варианте были более высокие потолки, что ближе к реальным пропорциям наших квартир. Мне это не очень понравилось. Почему? Что-то негармонично, хотя я придерживалась настоящих пропорций.

Вверху осталось много свободного места. Шкафчик выше повесить? Но тогда "хозяйка" не сможет до него дотянуться.

Дело в том, что в "реальном" интерьере, когда мы смотрим на подвешенные полки, взгляд направлен снизу вверх. А в миниатюре мы смотрим прямо на работу, это совсем другой ракурс.

Я учла это в следующей "Розовой кухне". Потолок в ней умышленно занижен.

Ещё пример – мешок с кофе. Кофейные зёрна в 2 раза крупнее, чем должны были бы быть. Думаете, я не смогла сделать мельче или поленилась? Ничуть, я даже начала делать зёрна строго в масштабе 1:12. И мне опять это не понравилось.

Я хотела сделать так, чтобы было видно сразу, что это кофейные зёрна с бороздкой, а не просто что-то коричневое насыпано. Но в таком масштабе бороздку хотя и возможно сделать, человеческий глаз не будет её воспринимать. А вот лопаточка как раз в масштабе 1:12.

Нарушение пропорций–хорошо известный приём в искусстве.

Да что это я всё о себе? Обращусь к авторитетам, если кого ещё до сих пор не убедила.

Вот собор Петра и Павла в Ватикане. Скульптурная композиция Микеланжело "Оплакивание Христа". Богоматерь держит на коленях мёртвого Христа. Вы ничего не замечаете? Если она встанет, то будет 3-х метрового роста, гораздо больше, чем Христос.

Да неужели Микеланджело не смог бы сделать точное соответствие роста мужчины и женщины? Это сделано умышленно, чтобы подчеркнуть: мать держит на коленях своего сына.

Так что,этим приёмом: искажение пропорций, совмещение разных масштабов, вовсю можно пользоваться. Только есть одно очень важное "Но". Это должно быть именно продуманное, чётко выверенное нарушение. Нарушение, подчёркивающее замысел автора. А не просто потому, что "так получилось".

Любое правило, возведённое в абсолют может стать абсурдом.

Я знаю, в иностранных ассоциациях миниатюристов предъявляются требования к мебели такие. Чтобы не только сама мебель, ящички, дверцы, фурнитура были в масштабе 1:12, но и... фактура дерева!

Это как это? Замазать краской натуральное дерево и расписать сверху? Впрочем, Иногда фактура дерева действительно бывает крупновата, портит работу. Но здесь Вам может дать совет только Ваш собственный глазомер.

Так что, в миниатюрных композициях, интерьерах, кукольных домиках хорошо, конечно, оттолкнуться от масштаба 1:12. Но делать это надо по выражению наших предков, "как мера и красота скажут". А не так, как скажет калькулятор.