Главная » О масштабах, применяемых в кукольных домиках и о пропорциях.
Если Вы интересуетесь искусством изготовления миниатюрных кукольных домиков,то наверняка уже знаете, что стандартом является масштаб 1:12. А какие ещё могут быть масштабы и почему? Также, существует микро миниатюра масштаба 1:144. Маленькие
такие хорошенькие домики, которые занимают совсем мало места, но
представляют собой законченный архитектурный комплекс. Чуть реже встречается масштаб 1:24. В румбоксах и диарамах считается допустимым масштаб 1:18. А военной миниатюре свойственен масштаб 1:35. А вот масштаб 1:6 (подходит для Барби) уже считается игровым, а не коллекционным. Откуда эти правила в изготовлении миниатюры и так ли необходимо им
следовать? Самый распостранённый ныне для кукольных домиков масштаб 1:12
утвердился сравнительно недавно, где-то в 70-х годах 20 века. До этого
был распостранён масштаб 1:10. В Германии он популярен до сих пор. А знаменитый домик Нащёкина был масштаба 1:7. Для современных миниатюристов, мастеров кукольных домиков масштаб 1:12 удобен тем, что далеко не всё можно делать самим. Какую-то посуду, мебель, ковры, светильники можно купить в магазине и они подойдут. С одной стороны удобно. Вот только всегда ли подойдут? Не раз
сталкивалась с таким явлением: покупаешь, к примеру, набор для кухни,
масштаб 1:12 указан. Примеряешь к своему румбоксу. Что-то режет глаз.
Что? А
вот крючочки, на которые вешаются поварёшки. Если их размер умножить на
12, они будут торчать из стены сантиметров на 10! А сами поварёшки? Ну и
ручки у них! Срочно переделывать, обламывать, подтачивать. Если правду-то сказать, у каких-то вещей из этого набора масштаб
1:10, если не 1:8. А производителям главное написать на коробке: масштаб
1:12. Так что, покупая в магазине какую-то вещь для кукольного домика
знайте –всё в мире относительно. Впрочем, в жизни те поварёшки, которыми мы пользуемся, какого они
размера? А самые разные: и маленькие, и огромные, и средние. Здесь
стандарта нет. А банки какие? И огромные, 5-ти литровые и маленькие,
из-под горчицы. Самое
главное – не размер реальной банки, горшка точно вычислить, в
миниатюрный перевести, а чтобы всё смотрелось гармонично. Вот видите,
все эти правила, масштабы, это очень-очень условно. Ещё хочу коснуться такой интересной темы, как нарушение пропорций. И
даже совмещение в одной миниатюрной композиции вещей разных масштабов.
Да разве такое можно?! Опять привожу пример. Вот
"Розовая кухня". Ей предшествовала "Голубая". Но в первом варианте были
более высокие потолки, что ближе к реальным пропорциям наших квартир.
Мне это не очень понравилось. Почему? Что-то негармонично, хотя я
придерживалась настоящих пропорций. Вверху осталось много свободного места. Шкафчик выше повесить? Но тогда "хозяйка" не сможет до него дотянуться. Дело в том, что в "реальном" интерьере, когда мы смотрим на
подвешенные полки, взгляд направлен снизу вверх. А в миниатюре мы
смотрим прямо на работу, это совсем другой ракурс. Я учла это в следующей "Розовой кухне". Потолок в ней умышленно занижен. Ещё
пример – мешок с кофе. Кофейные зёрна в 2 раза крупнее, чем должны были
бы быть. Думаете, я не смогла сделать мельче или поленилась? Ничуть, я
даже начала делать зёрна строго в масштабе 1:12. И мне опять это не
понравилось. Я хотела сделать так, чтобы было видно сразу, что это кофейные зёрна с
бороздкой, а не просто что-то коричневое насыпано. Но в таком масштабе
бороздку хотя и возможно сделать, человеческий глаз не будет её
воспринимать. А вот лопаточка как раз в масштабе 1:12. Да что это я всё о себе? Обращусь к авторитетам, если кого ещё до сих пор не убедила. Вот
собор Петра и Павла в Ватикане. Скульптурная композиция Микеланжело
"Оплакивание Христа". Богоматерь держит на коленях мёртвого Христа. Вы
ничего не замечаете? Если она встанет, то будет 3-х метрового роста,
гораздо больше, чем Христос. Да неужели Микеланджело не смог бы сделать точное соответствие роста
мужчины и женщины? Это сделано умышленно, чтобы подчеркнуть: мать
держит на коленях своего сына. Так что,этим приёмом: искажение пропорций, совмещение разных
масштабов, вовсю можно пользоваться. Только есть одно очень важное "Но".
Это должно быть именно продуманное, чётко выверенное нарушение. Нарушение, подчёркивающее замысел автора. А не просто потому, что "так получилось". Я знаю, в иностранных ассоциациях миниатюристов предъявляются
требования к мебели такие. Чтобы не только сама мебель, ящички, дверцы,
фурнитура были в масштабе 1:12, но и... фактура дерева! Это
как это? Замазать краской натуральное дерево и расписать сверху?
Впрочем, Иногда фактура дерева действительно бывает крупновата, портит
работу. Но здесь Вам может дать совет только Ваш собственный глазомер. Так что, в миниатюрных композициях, интерьерах, кукольных домиках
хорошо, конечно, оттолкнуться от масштаба 1:12. Но делать это надо по
выражению наших предков, "как мера и красота скажут". А не так, как скажет калькулятор.
О масштабах, применяемых
Масштаб современной миниатюры
Стандарты–для удобства. Если их соблюдать, конечно.
Об относительности масштаба.
О нарушении пропорций.
Нарушение пропорций–хорошо известный приём в искусстве.
Любое правило, возведённое в абсолют может стать абсурдом.